18.06.2019     0
 

Диспозитивный метод правового регулирования, Императивный метод правового регулирования


Объект правоотношения

Проблема
объекта правоотношения – одна из самых
дискуссионных в юридической науке.
Несмотря на многообразие точек зрения,
можно выделить
две основные
теории объекта правоотношения.

а) абсолютные (их
происхождение вообще не связано с волей
людей);

б)
относительные (их происхождение не
связано с волей участников правоотношения,
но связано с волей третьих лиц);

– юридический
акт – действие, которое совершается с
целью породить правовые последствия
(правоприменительные акты – приказ,
решение, приговор; сделки – например,
завещание, договоры купли-продажи,
дарения, займа и другие);

Диспозитивный метод правового регулирования, Императивный метод правового регулирования

– юридический
поступок – действие, которое совершается
без цели породить правовые последствия,
но эти последствия наступают, так как
предусмотрены нормами права;

– объективно
противоправные деяния;

– правонарушения
(проступки, преступления).

Научные положения

Учение о методах права возникло после широкой дискуссии о системе права. Ученые выдвинули теорию о нецелесообразности использования в качестве основания для классификации отраслей и элементов права лишь предмет. Было установлено, что существует несколько особенностей юридического состояния. Наиболее распространенные из них – субъективная автономия и гетерономия.

Первая указывает на свободу и равенство субъектов, вторая же – на властно-подчиненные отношения. Впоследствии два этих состояния были именованы в диспозитивный метод и императивный. С развитием правовой науки расширялось и представление об этом юридическом элементе. Так, Л.С. Явич считал методы сложными категориями и выделял в них ряд компонентов.

Первый из них – это порядок установления субъективных правомочий и обязанностей. Второй – это взаимоотношения между субъектами. Третий – степень определенности предоставленных прав, а также свободы действий в правоотношениях. Четвертый – наличие или отсутствие конкретных связей между правами и обязанностями, и, наконец, пятый – гарантии их обеспечения. С.С.

Происхождение понятия

Термин «диспозитивность» в качестве своего источника использует позднелатинское dispositi vus, в дословном переводе означающее «усматривающий, распоряжающийся». Буквальное значение этого слова – «допускающий выбор». Диспозитивный метод правового регулирования в юридической литературе имеет множество определений.

Так, Большая советская энциклопедия трактует это понятие как возможность распоряжаться процессуальными правомочиями при защите. Наиболее распространено определение метода как способа воздействия на существующие общественные связи. Толкованием этого понятия занимаются преимущественно юристы, изучающие гражданское право.

Классификация приемов координации

В качестве основных способов регулирования, возникающих и существующих в социуме общественных отношений, чаще всего рассматривают императивный и диспозитивный. Метод права необходимо изучать для установления характера тех или иных нормативных предписаний, определения меры свободы в поведении субъектов, важности тех или иных связей для государства и общества в целом.

Рассмотрим, что представляет собой императивный и диспозитивный метод. В наиболее общем смысле первый представляет собой властное воздействие и строгую субординацию всех участников отношений. Можно сказать, что субъекты имеют право на совершение только разрешенных им действий. Здесь имеет место неравенство участников.

Правовые основы

Диспозитивный метод базируется на положениях, закрепленных в некоторых нормативных актах. Так, постулаты, изложенные в главе 2 Конституции РФ, наделяют субъектов гражданских отношений правовой свободой, лишь частично ее ограничивая определенными рамками. Диспозитивный метод также отображается и в нормах Гражданского кодекса. Границы юридической свободы определяются также земельным, семейным, налоговым, уголовным правом.

Для получения более полной информации о том, что собой представляет какая-либо категория права, следует обратиться к фундаментальной дисциплине, содержащей ответы на подобного рода вопросы. Юриспруденция, раскрывая суть основополагающих понятий, характеризующих регулирование любой сферы социальных отношений, опирается на предмет и метод. Оба этих понятия призваны отделять одну отрасль права от другой.

Для понимания того, что собой представляет императивный метод регулирования, следует рассмотреть различные способы и средства, позволяющие реализовать его предписания.

1)
положительные
(факты, с наличием которых нормы права
связывают наступление правовых
последствий);

2)
отрицательные
(факты, с отсутствием которых нормы
права связывают наступление правовых
последствий).

Часто для наступления
правовых последствий одного факта
бывает недостаточно, а необходима их
совокупность.

Юридический
(фактический) состав
– это предусмотренная нормами права
совокупность юридических фактов, с
которыми нормы права связывают
возникновение, изменение или прекращение
правоотношений.

В ряде случаев в
роли юридических фактов выступают
юридические презумпции и юридические
фикции.

Юридическая
презумпция –
это предположение о наличии обстоятельств,
имеющее силу юридического факта.
Потребность юридической практики в
презумпциях вызвана трудностью или
невозможностью доказать наличие
обстоятельств, от которых зависит
наступление правовых последствий.

Виды юридических
презумпций

Рамки возможностей

Диспозитивный метод правового регулирования, Императивный метод правового регулирования

Следует учитывать и принимать во внимание тот факт, что понятие диспозитивности является исключительно правовым. Важно в условиях свободы не допустить произвола. Поэтому, несмотря на то что диспозитивный метод правового регулирования характеризуется, прежде всего, простором выбора, субъекты правоотношений вольны совершать лишь правомерные поступки. Несоблюдение этого критерия может быть охарактеризовано как явление, противоположное диспозитивности, как нарушение права.

а)
презумпция истинности нормативного
правового акта (каждый нормативный
правовой акт содержит правильные
правовые предписания и отвечает всем
требованиям, предъявляемым к нормативным
правовым актам);

б)
презумпция знания закона (все опубликованные
законы подлежат их безусловной реализации
и должны соблюдаться всеми субъектами
независимо от их правовой осведомленности;
в случаях совершения правонарушения
никто не вправе ссылаться на незнание
закона, так как каждый гражданин обязан
знать законы своего государства);

в)
презумпция добропорядочности (каждый
гражданин предполагается добропорядочным,
т.е. не имеющим противоправных намерений;
эта презумпция является предпосылкой
возникновения многих правоотношений,
так как она исключает необходимость в
каждом конкретном случае проверять
добропорядочность субъекта);

а)
презумпция компетентности вышестоящего
государственного органа в вопросах,
относящихся к ведению нижестоящих
органов (в административном праве);

Диспозитивный метод правового регулирования, Императивный метод правового регулирования

б) презумпция
отцовства (в семейном праве);

в) презумпция
невиновности (в уголовном праве).

  • Абстрактный.
    Он заключается в изложении норм права
    с использованием обобщающих формулировок.
    Это позволяет применять норму права к
    большому количеству сходных случаев.
    Способ широко используется, так как
    значительно экономит нормативный
    материал и позволяет повысить качество
    правотворческой техники. Абстрактное
    изложение нормы права свидетельствует
    о высоком уровне правотворческой
    техники. Оно позволяет во многих случаях
    кратко и четко сформулировать норму
    права. Вместе с тем при абстрактном
    изложении используются понятия высокой
    степени общности, при этом их содержание
    в нормативных правовых актах во многих
    случаях не раскрывается. Поэтому при
    реализации таких норм возникают
    трудности в понимании их содержания.

Казуистический.
Он заключается в изложении норм права
путем указания индивидуальных признаков
(случаев, казусов). Это предполагает
применение норм права в конкретных
случаях. Казуальное изложение норм
права довольно громоздко и, как правило,
свидетельствует о низком уровне
правотворческой техники.

Оно оставляет
место для пробелов, так как заранее
невозможно предвидеть все конкретные
случаи и указать на них в нормах права.
Однако этот способ удобен для
правоприменителей, так как облегчает
понимание и реализацию норм права. Кроме
того, иногда этот способ является
наиболее целесообразным, так как не
всегда возможно достаточно полно
изложить содержание нормы права, не
прибегая к казуистическому перечислению
всех существенных признаков, обстоятельств,
правил поведения.

Нормативный
правовой акт действует в отношении всех
лиц, находящихся на территории его
действия, если иное не установлено этим
актом. Иногда действие нормативного
правового акта распространяется на
определенную категорию лиц, очерченную
по какому-либо признаку (профессиональному,
должностному, возрастному, состоянию
здоровья и т.д.).

Отражение в законодательстве

Этот термин часто применяется в определениях понятия диспозитивности. Что же представляет собой юридическая свобода? Выражается она в возможностях, которыми могут пользоваться участники отношений. Во-первых, это приобретение либо субъективного правомочия, либо обязанности, а также отказ от этого. Во-вторых, это волевое определение структуры своего личного права как самостоятельное, так и совместное с другой стороной правоотношения.

В-третьих, это его осуществление. Право может быть реализовано не только лишь непосредственным его применением, но и отказом от него либо путем передачи его другим лицам. В-четвертых, юридическая свобода подразумевает и гарантию прав, возможность использовать все разрешенные законом способы их защиты. И, наконец, пятой возможностью является выбор ответственности в отношении правонарушителя.

Диспозитивные нормы легко найти в любом из актов государства. Как правило, в них содержится конструкция «если в договоре не предусмотрено иное». Это значит, что в подобных нормах закреплено определенное общепринятое правило поведения, которое подлежит применению лишь тогда, когда стороны отношений не договорились поступать иначе.

1)
опровержимые
(положения, которые допустимо оспаривать,
например презумпция отцовства);

2)
неопровержимые
(положения являются принципами права,
следовательно, их нельзя оспорить:
презумпция знания закона, презумпция
недееспособности малолетнего).

Юридическая
фикция (лат.
fictio
– выдумка) – это заведомо неистинное
положение, которое признается истинным
и тем самым вносит определенность в
правовое положение лица и способствует
регулированию общественных отношений
с участием этого лица.

В
российском праве юридические фикции
закреплены нормами нескольких отраслей
права. Например: гражданское право в
определенных случаях предусматривает
возможность признания лица (гражданина)
умершим или безвестно отсутствующим.
В уголовном праве – граждане считаются
несудимыми, если судимость снята или
погашена в установленном порядке.

Нормативное
закрепление юридических фикций в
качестве юридических фактов является
оправданным и необходимым, так как
способствует реализации прав и
обязанностей, предусмотренных нормами
права.

Правотворчество

Понятия
правотворчество
и правообразование
не тождественны: правообразование –
значительно более широкое, чем
правотворчество.

1. Развитие
общественных отношений; возникновение
потребности в их правовом урегулировании.

2. Выработка
взглядов и концепций будущего правового
регулирования; формирование общего
представления о правовых нормах, которые
необходимо принять.

3. Подготовка
и принятие норм права компетентными
субъектами правотворчества и их
оформление в виде официального источника
права (это и есть правотворчество).

Таким
образом, правотворчество – завершающий
этап процесса правообразования.

Правотворчество
– это
деятельность уполномоченных субъектов
по установлению, изменению и отмене
норм права. Сущность правотворчества
состоит в возведении общей или
индивидуальной воли в форму позитивного
права. Содержание правотворчества
образует деятельность: 1) по установлению
норм права;

1) принятие
нормативных правовых актов;

2) заключение
нормативных договоров;

3) формирование
правовых прецедентов;

4) санкционирование
обычаев и иных источников права.

– непосредственное
правотворчество народа;

– правотворчество
государственных органов;

– правотворчество
иных уполномоченных органов;

– правотворчество
должностных лиц.

– федеральное
правотворчество;

– правотворчество
субъектов федерации.

Диспозитивный метод правового регулирования, Императивный метод правового регулирования

– законотворчество;

– подзаконное
нормотворчество.

1.
Оно представляет собой деятельность
активную, творческую.

2. В результате
правотворчества устанавливаются,
изменяются или отменяются нормы права,
и они облекаются в определенную форму.

3.
Оно является важнейшим средством
управления обществом.

4. Осуществляется
только уполномоченными субъектами в
пределах их компетенции.

Диспозитивный метод правового регулирования, Императивный метод правового регулирования

5. Осуществляется
в строго установленном порядке.

6. Уровень и культура
правотворчества, а значит, и качество
норм права является показателем правовой
культуры общества.

а)
исключительное право принимать законы
принадлежит народу и законодательным
органам государственной власти;

б) демократические
процедуры подготовки, обсуждения и
принятия нормативных правовых актов;

в) обнародование
принятых нормативных правовых актов.

а) нормативный
правовой акт принимается только
уполномоченным субъектом правотворчества
в пределах его компетенции;

диспозитивный метод

б)
нормативный правовой акт должен
соответствовать актам, обладающим
большей юридической силой;

в) нормативный
правовой акт принимается в строго
установленном порядке;

г)
нормативный правовой акт принимается
в форме, предусмотренной законодательством
для данного вида актов.

а)
правотворчество должно отражать
объективные закономерности общественного
развития;

б)
оно должно учитывать достижения
юридической науки и передовой юридической
практики;

в)
оно должно основываться на компетентном
мнении ученых-юристов;

г) нормативный
правовой акт должен быть совершенен с
точки зрения юридической техники.

а) высокий уровень
профессионализма и компетентности
субъектов правотворчества;

б)
привлечение специалистов к работе над
проектами нормативных правовых актов.

а)
открытость правотворческого процесса,
его освещение правотворческой деятельности
в средствах массовой информации;

б)
публикация проектов наиболее значимых
нормативных правовых актов с их
последующим обсуждением в средствах
массовой информации.

диспозитивный метод правового регулирования

6.
Принцип своевременности: правильное
определение времени подготовки и
принятия нормативных правовых актов с
учетом зрелости общественных отношений
для их правового регулирования.

7.
Принцип
исполнимости:
учет финансовых, кадровых, организационных
и иных условий, необходимых для реализации
норм права.

8.
Принцип планирования:
четкое распределение во времени
правотворческой деятельности.

Всесторонний
учет этих принципов в ходе правотворческой
деятельности позволяет повысить ее
эффективность, а в конечном итоге
обеспечить эффективность правового
регулирования общественных отношений.

Юридическая
техника

 императивный и диспозитивный метод

Юридическая
техника –
это совокупность правил, средств и
приемов подготовки, принятия и упорядочения
правовых актов в целях обеспечения их
совершенства и повышения эффективности
правового регулирования общественных
отношений.

Уровень
развития юридической техники – один
из показателей уровня правовой культуры
общества. Использование правил юридической
техники необходимо для адекватного
выражения воли уполномоченных субъектов,
принимающих правовые акты.

1. Правотворческая
техника (в том числе законодательная
техника): совокупность правил, приемов,
средств подготовки и принятия нормативных
правовых актов.

2.
Правореализационная техника (в том
числе правоприменительная техника):
совокупность правил, приемов, способов
подготовки и принятия индивидуальных
правовых актов (в том числе –
правоприменительных актов).

Предлагаем ознакомиться:  Возмещение расходов при служебных командировках

3.
Интерпретационная техника (техника
толкования норм права): совокупность
правил, приемов, способов подготовки и
принятия актов официального толкования
норм права.

Важнейшим
видом юридической техники является
правотворческая техника (она включает
в себя законодательную технику). Вопросы,
касающиеся правотворческой техники,
получают все более глубокую разработку
в современной юридической науке. Вопросы,
касающиеся двух других видов юридической
техники, наукой разработаны значительно
хуже.

В ходе правотворческой
деятельности применяются определенные
правила юридической техники.

1.
Простота и доступность норм права для
их понимания, конкретность, ясность и
исчерпывающая полнота.

2. Единство
терминологии, тождественность
использования общеупотребительных,
специальных и юридических терминов в
разных нормативных правовых актах.

3.
Использование юридических конструкций
в соответствии с определенными правилами.

4. Четкая
формулировка норм права, позволяющая
избежать пробелов и коллизий как внутри
нормативных правовых актов, так и между
ними.

5. Рациональное
использование различных способов
изложения норм права в статьях нормативных
правовых актов (прямой, отсылочный,
бланкетный, абстрактный и казуистический).

гражданское право

6. Краткость
и компактность изложения нормативного
материала, исключение повторов.

1.
Рациональная рубрикация нормативного
правового акта (выделение в нем преамбулы,
частей, разделов, глав, статей).

2. В общей части
нормативного правового акта излагаются
общие нормы, а в особенной – конкретизирующие.

3.
Логическая последовательность в
расположении нормативного материала
внутри нормативного правового акта.

4. Согласованность
и непротиворечивость между нормативными
правовыми актами, регулирующими
однородные общественные отношения.

5. Наличие
всех необходимых реквизитов нормативного
правового акта (наименование акта;
наименование органа или должностного
лица, принявшего нормативный правовой
акт; дата и место принятия; подписи
уполномоченных должностных лиц;
порядковый номер принятого нормативного
правового акта, а в отношении актов,
принятых федеральным органом исполнительной
власти, – дата государственной регистрации
в Минюсте РФ и регистрационный номер).

Отражение в законодательстве

диспозитивный метод права

Правотворчество

Систематизация
нормативных правовых актов
– это юридическая деятельность,
направленная на упорядочение нормативных
правовых актов, приведение их в стройную
и согласованную систему.

1) инкорпорация;

2) консолидация;

3) кодификация.

Инкорпорация
– объединение
нормативных правовых актов в сборники
и собрания без изменения их содержания.

1)
осуществляется как уполномоченными
органами, так и любыми организациями и
лицами;

2) в результате
инкорпорации издаются (публикуются)
сборники и собрания нормативных правовых
актов;

диспозитивный метод пример

3)
содержание инкорпорируемых нормативных
правовых актов не изменяется; нормативные
правовые акты инкорпорируются в том
виде, в каком они действуют на момент
инкорпорации;

4)
в процессе инкорпорации осуществляется
только внешняя обработка нормативных
правовых актов;

5) инкорпорируемые
нормативные правовые акты сохраняют
свою юридическую силу и самостоятельное
значение.

– официальная
(осуществляется только уполномоченными
органами и должностными лицами в пределах
их компетенции);

– неофициальная
(осуществляется любыми субъектами без
специальных на то полномочий и контроля
со стороны субъектов правотворчества).

– хронологическая
(нормативные правовые акты инкорпорируются
в хронологическом порядке);

диспозитивный метод конституционного права

– систематическая/предметная/тематическая
(осуществляется по предмету правового
регулирования).

Инкорпорация
является самым простым видом систематизации.

Консолидация
– объединение нескольких нормативных
правовых актов, регулирующих определенную
группу общественных отношений, в единый
нормативный правовой акт без изменения
содержания этих актов.

1)
осуществляется в ходе правотворческой
деятельности уполномоченным субъектом
правотворчества;

2) является приемом
правотворчества;

3)
в результате консолидации принимается
новый нормативный правовой акт;

4)
ранее действовавшие нормативные правовые
акты прекращают свое действие со дня
вступления в силу нового нормативного
правового акта;

5)
не вносит изменений в правовое
регулирование, так как содержание
отмененных актов полностью входит в
новый нормативный правовой акт.

императивный метод

Консолидация
по своей юридической природе занимает
промежуточное положение между
инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация
– принятие
нового нормативного правового акта на
основе переработки действующих
нормативных правовых актов и создания
новых норм права.

1)
осуществляется в ходе правотворческой
деятельности уполномоченными субъектами
правотворчества;

3)
в результате кодификации принимается
новый нормативный правовой акт;

4)
вносит существенную новизну в правовое
регулирование общественных отношений,
так как существенно перерабатываются
действующие нормативные правовые акты
и принимается новый нормативный правовой
акт.

– кодексы;

– основы
законодательства (после 1993 г. они не
принимаются; действуют те, которые были
приняты ранее);

императивный метод правового регулирования

– уставы;

– положения;

– регламенты.

1) сводный характер;

2) широкий охват
регулируемых общественных отношений;

3) значительный
объем и сложное строение;

4)
главенствующее положение среди других
отраслевых актов.

1.
Всеобщая
(полная кодификация всего нормативного
материала по всем отраслям права).

2.
Отраслевая
(кодификация нормативного материала
одной отрасли права).

3.
Внутриотраслевая/специальная
(кодификация нормативного материала
подотрасли или института права).

2. Реализация права: понятие, формы

Реализация
права – это
фактическое осуществление правовых
норм в правомерном поведении субъектов.
Реализация права – необходимая и
важнейшая сторона существования права,
так как без этого право теряет свой
социальный смысл и не выполняет своего
социального назначения.

– использование
(реализация возможностей, предоставленных
управомочивающей нормой права; выражается
как в активном, так и в пассивном поведении
субъекта);

– исполнение
(обязательное совершение действий,
предписанных обязывающей нормой права;
выражается только в активном поведении
субъекта);

– соблюдение
(воздержание субъекта от совершения
действий, предусмотренных запрещающей
нормой права; выражается только в
пассивном поведении субъекта).

Данные
три формы являются непосредственными
формами реализации права, так как
правовые предписания реализуются самими
субъектами без участия властных органов
(должностных лиц). Если эти три формы не
позволяют в полном объеме реализовать
права и обязанности, то возникает
необходимость в применении права как
особой форме его реализации.


применение права (правовые предписания
реализуются при обязательном участии
властного органа (должностного лица)).

Применение
права – это
регламентированная нормами права и
осуществляемая в процедурной форме
властная деятельность компетентных
государственных или иных уполномоченных
органов (должностных лиц) по реализации
норм права для конкретного случая и
индивидуально-определенного субъекта,
выражающаяся в принятии
индивидуально-конкретного
государственно-властного предписания
(правоприменительного акта).

Таким
образом, применение права представляет
собой властную деятельность компетентных
органов (должностных лиц) по решению
конкретных юридических дел, выражающуюся
в принятии правоприменительных актов.

1.
Осуществляется только уполномоченными
органами (должностными лицами) в пределах
их компетенции.

2. Имеет
государственно-властный характер.

императивный и диспозитивный метод

3.
Представляет собой индивидуальное
поднормативное регулирование общественных
отношений, так как осуществляется на
основе норм права.

4.
Осуществляется в установленной нормами
права процедурной форме.

5. Направлено на
решение конкретных юридических дел.

6. Его результатом
является принятие правоприменительного
акта, содержащего индивидуально-конкретное
властное предписание.

Правоприменение
представляет собой комплексную
деятельность, так как применение одних
норм одновременно требует использования,
соблюдения и исполнения других норм.

а)
субъективное право и/или юридическая
обязанность не могут возникнуть и/или
реализоваться без властной деятельности
компетентных органов (должностных лиц);

б)
имеется спор о праве, и стороны не могут
сами прийти к согласованному решению;

в)
имеются препятствия для осуществления
прав и/или обязанностей;

г)
юридические обязанности не исполняются
добровольно;

д)
совершено правонарушение и возникает
необходимость в привлечении правонарушителя
к юридической ответственности;

е)
необходимо установить наличие фактов
или признать их юридически значимыми;

императивный и диспозитивный методы правового регулирования

ж)
определенные правоотношения должны
пройти контроль со стороны соответствующих
правоприменительных органов, а также
в иных случаях.

1.
Позитивное правоприменение/правоисполнительная
деятельность.
Осуществляется на основе регулятивных
норм права в целях индивидуального
регулирования положительных общественных
отношений и связано реализацией
регулятивной функции права.

2.
Юрисдикционное
правоприменение/правоохранительная
деятельность.
Осуществляется на основе охранительных
норм права и направленона охрану
положительных и вытеснение вредных для
общества отношений и связано реализацией
охранительной функции права.

1) определение
круга юридически значимых фактов;

2)
сбор и процессуальное закрепление
добытых фактов;

3)
исследование фактов, т.е. установление
их достоверности и достаточности.

императивный метод регулирования

1)
выбор нормы права (или нескольких норм
права), рассчитанной на данные фактические
обстоятельства и подлежащей применению
в данном деле;

2) проверка
правильности текста нормы права;

3)
проверка действия нормы права во времени,
пространстве и по кругу лиц;

4)
уяснение содержания нормы права путем
ее толкования.

Первые
две стадии имеют подготовительный
характер. Их разделение достаточно
условно. На практике они протекают
одновременно, так как правоприменителю
приходится обращаться как к фактической,
так и к юридической основе дела. Таким
образом, устанавливается и то, и другое.

1) подготовка
проекта правоприменительного акта;

2)
проверка соответствия проекта
правоприменительного акта нормам права;

3)
принятие правоприменительного акта:
его надлежащее оформление и подписание;

4)
доведение принятого правоприменительного
акта до исполнителя и заинтересованных
лиц.

IV.
Исполнение решения.

V.
Контроль исполнения.

1.
Законность.
Означает, что решение по делу принято
на основе норм права.

2.
Обоснованность. Означает,
что решение, принятое по делу, основывается
на полном, точном, всестороннем
исследовании фактических обстоятельств
дела, на их объективной оценке и на
непредвзятом отношении к заинтересованным
лицам.

3.
Целесообразность. Означает,
что правоприменитель должен принять
по делу наиболее целесообразное решение,
т.е. решение, наиболее соответствующее
данной ситуации. Целесообразное решение
– это всегда законное решение. Незаконное
решение не может быть целесообразным.

4.
Справедливость. Означает,
что правоприменитель должен принять
по делу наиболее справедливое решение,
т.е. решение, основанное на нравственных
принципах. Справедливость решения
основывается на его законности и
обоснованности.

5.
Своевременность. Правоприменитель
должен принять решение по делу в сроки,
установленные нормами права, либо в
разумные сроки (если они точно не
определены).

6.
Экономичность. Правоприменительная
деятельность должна быть основана на
рациональном использовании различных
ресурсов (материальных, финансовых,
информационных, трудовых и т.д.).

7.
Эффективность. В
результате правоприменительной
деятельности должна достигаться цель
– упорядочение конкретных общественных
отношений.

императивный метод права

Правоприменительный
акт

Правоприменительный
акт –
официальный правовой документ, принятый
уполномоченным органом (должностным
лицом) в ходе решения конкретного
юридического дела и содержащий
индивидуально-конкретное властное
предписание.

1. Принимается
уполномоченным органом (должностным
лицом) в пределах его компетенции.

2.
Принимается в ходе правоприменительной
деятельности.

3. Направлен на
решение конкретного юридического дела.

4. Имеет
государственно-властный характер.

5.
Принимается на основе норм права и
индивидуализирует их применительно к
конкретной ситуации и конкретным лицам.

6.
Оформляется в виде официального правового
документа, имеет установленную форму
и реквизиты.

7. Адресован
индивидуально-определенным лицам.

8. Реализуется
однократно.

9.
Выступает в качестве юридического факта
и влечет наступление правовых последствий,
т.е. возникновение, изменение или
прекращение правоотношения.

Определение

На вопрос о том, что такое диспозитивный метод, нет однозначного ответа. К примеру, С.С. Алексеев пишет, что источником правовой энергии при подобном регулировании выступают правомерные и, главное, самостоятельные действия субъектов, а не властная воля государства. Р.З. Лившиц описывает диспозитивный метод как стремление законодателя урегулировать только базовые линии поведения, отказ от детальной и доскональной регламентации. В.И. Гойман и Т.Н. Радько пишут, что данный способ координации базируется на учете инициативы и самостоятельности участников.

Англо-саксонская правовая семья

К
англо-саксонской правовой семье относятся
правовые системы Великобритании и ее
бывших колоний.

Основные признаки
англо-саксонской правовой семьи:

  • Она сформировалась
    на основе и в результате экспансии
    общего права Великобритании.

  • Основным
    источником права является правовой
    прецедент.

  • Характерна
    множественность прецедентов и их
    казуистичность.

  • Ведущая
    роль в формировании права принадлежит
    судам, которые при решении конкретных
    юридических дел создают правовые
    прецеденты. Таким образом, суд, кроме
    правоприменительной, осуществляет еще
    и правотворческую деятельность.

  • Отсутствует
    деление права на частное и публичное.

  • Нет
    четкого деления права на отрасли.

  • Право
    делится прежде всего на материальное
    и процессуальное , при этом главенствующее
    значение имеет процессуальное право,
    которое во многом определяет содержание
    материального права.

  • Нормативные
    правовые акты являются источниками
    права и их значение возрастает.

  • Правовые
    обычаи являются источниками права,
    однако они играют второстепенную роль
    в регулировании общественных отношений.

  • Юридическая
    наука, как правило, не является источником
    права, однако она играет существенную
    роль в совершенствовании юридической
    деятельности.

  • На
    первом месте находятся не обязанности,
    а права человека и гражданина.

К
семье религиозного права относятся
правовые системы некоторых государств
Азии и Ватикана. В ней выделяют
мусульманские правовые системы (Иран,
Ирак, Афганистан), индусские правовые
системы (Индия, Сингапур) и христианскую
правовую систему Ватикана.

Основные признаки
семьи религиозного права:

  • Она
    основана на теологических представлениях
    о праве, согласно которым основным
    творцом права является Бог, а не общество
    и не государство.

  • Правовые
    предписания даны раз и навсегда, им
    необходимо неукоснительно следовать.

  • Основным
    источником права являются религиозные
    тексты (Коран – в мусульманских странах,
    Шастры, Веды – в индусских странах,
    Библия – в Ватикане).

  • Характерно
    тесное переплетение правовых предписаний
    с религиозными и философскими постулатами,
    а также с местными обычаями.

  • Важное
    место в системе источников права
    занимает юридическая наука, т.е. труды
    ученых-юристов, толкующие и конкретизирующие
    первоисточники, лежащие в основе
    конкретных решений по конкретным
    юридическим делам.

  • Отсутствует
    деление права на частное и публичное.

  • Нет деления права
    на отрасли.

  • Нормативные
    правовые акты являются источниками
    права, однако они играют второстепенную
    роль в регулировании общественных
    отношений.

  • Правовые
    прецеденты, как правило, не являются
    источниками права (за исключением
    бывших колоний Великобритании).

  • Право
    основано на идее приоритета обязанностей,
    а не прав человека и гражданина.

Предлагаем ознакомиться:  Могут покупатели вернуть коляску в каких случаях

Диспозитивная норма права – это… Принцип диспозитивности. Метод правового регулирования

Рассматриваемый метод регулирования является базовым, родовым для этой отрасли права. Диспозитивность отражает всю гражданско-правовую специфику. В подобного рода правоотношениях действуют такие принципы, как равенство их субъектов, их самостоятельность. В силу своей значимости для гражданско-правового регулирования диспозитивность зачастую относят к основным принципам, на которых базируется эта отрасль права.

Это обусловлено тем, что свобода пронизывает различные стадии механизма координации гражданских отношений (к примеру, вопросы правосубъектности, юридических фактов), а также проявляется и в их содержании (в правомочиях и обязанностях, в защите нарушенных прав). Ранее диспозитивность традиционно считалась понятием лишь цивильного права. И лишь впоследствии стало очевидным, что это явление не замыкается рамками лишь одной юридической отрасли и имеет междисциплинарный характер.

императивные и диспозитивные методы регулирования

Управлять обществом во все времена было непростой задачей. Ведь социум является целостной структурой, состоящей из большого количества людей, каждый из которых является индивидуальностью.

При этом управление может основываться совершенно на разных методах, способах и принципах. К примеру, такой регулятор общественных отношений, как религия, строил свою силу на догматических нормах святых писаний.

Однако он совершенно неэффективен в условиях развивающегося общества, потому что действие распространяется исключительно на верующих людей.

Но эффективный регулятор общественных отношений все же был найден. Таковым на сегодняшний день является право. Оно представляет собой совокупность определенных правил поведения, наделенных официальным характером. Свое действие право распространяет через такие конструкции, как нормы.

При этом последние элементы не являются однообразными. Существует два вида правовых норм: императивные и диспозитивные. Они выходят из двух основных методов юридического регулирования. Последний вид, диспозитивный, имеет множество особенностей.

Он проявляется в нормах многих юридических отраслей на сегодняшний день.

Как уже указывалось ранее, юридическая сфера имеет свой механизм реализации. Его основой являются нормы права. Но возникает вопрос: что они собой представляют? Нормой права называется правило поведения, в котором закреплены возможности и обязанности людей.

Но, как мы понимаем, далеко не все правила могут иметь представленный статус. Чтобы он существовал, норма должна быть официальной. Она должна исходить от государственных органов и признаваться ими.

В своей совокупности правила поведения такого рода регулируют разные типы юридических отношений, входящих в ту или иную отрасль.

Признаки норм

Говорить о правиле как об официальной форме проявления права можно лишь в том случае, если оно характеризуется по ряду признаков. То есть норма права является таковой, если ей присущи все особенности данного юридического явления:

  1. Все правила поведения официального характера общие. Иными словами, не существует единого адресата для их действия. Регулируемые нормами права отношения, как правило, типичны и однородны.
  2. Юридические нормы общеобязательны абсолютно для всех.
  3. Официальные правила поведения максимально конкретизированы, что облегчает их употребление в процессе правореализации.
  4. Нормы права фиксируются в официальных нормативных актах. Например, в законах, указах, конституциях и т. п.
  5. Правовая норма является системой, состоящей из гипотезы, диспозиции и санкции.

Виды правовых норм

Следует отметить тот факт, что упомянутое в статье юридическое явление имеет большое количество видовых интерпретаций. Как уже указывалось ранее, существует два противоположных метода правового регулирования.

Именно они обуславливают наличие диспозитивных и императивных норм.

Но в данном случае как метод, так и правила поведения являются исходными элементами от понятия диспозитивности, которое представляет собой достаточно многогранное явление.

Диспозитивный метод правового регулирования, Императивный метод правового регулирования

В юриспруденции существует множество терминов, расшифровать которые можно несколькими способами. Категория диспозитивности является таким понятием. Долгое время ученые спорили, что же именно характеризует этот термин. На сегодняшний день существует три основных взгляда на проблематику диспозитивности:

  • Прежде всего, данное понятие характеризует один из методов правового регулирования. Он применяется для координирования правоотношений той или иной направленности в рамках каких-либо юридических отраслей. Диспозитивный метод подразумевает наличие свободы у сторон в конкретных ситуациях. Прямой его противоположностью является императивный способ регулирования. В нем четко прописана вся деятельность субъектов правоотношений. При этом они не могут отступать от созданных официальных рамок.
  • Диспозитивная норма права – это еще одна интерпретация одноименного понятия. Такие правила поведения применяются в тех случаях, когда стороны правоотношений не установили иные принципы своей деятельности. То есть подобные нормы отменяются общим решением субъектов.
  • Существует также принцип диспозитивности. Он присущ гражданской отрасли права. Является реальной, неограниченной ничем возможностью субъектов распоряжаться своими правами и защищать их от любого рода посягательств.

Таким образом, диспозитивность – это возможность самостоятельного становления собственного правового режима. Чтобы лучше разобраться в особенностях этого явления, необходимо детальнее рассмотреть все его проявления.

Метод правового регулирования – это совокупность способов, приемов и конкретных средств, при помощи которых общество можно регулировать и направлять. В процессе социального координирования данное явление играет достаточно значимую роль. Благодаря этому право формирует главные социальные устои.

Диспозитивный метод в данном случае представляет собой условные рамки, которые люди должны соблюдать. Однако субъекты правоотношений на законных основаниях могут сами определять варианты поведения, которые приемлемы для них в конкретных условиях. Если какие-либо вопросы между сторонами не урегулированы, то за них это делают ранее созданные правовые нормы.

Следует отметить, что диспозитивный метод применяется в отраслях частного права. Для него характерно равенство субъектов.

Диспозитивная норма права – это, как мы выяснили, правило поведения, которое устанавливает общие тенденции по тому или иному вопросу в конкретных правоотношениях. Иными словами, подобная норма очерчивает лишь примерный сюжет деятельности сторон. Они, в свою очередь, имеют полное право отказаться от выполнения предписаний того или иного правила и создать собственную линию поведения.

Однако отступление от нормы не говорит о том, что стороны полностью вольны в своих действиях. Да, они могут выбирать свои права. Однако должны делать это в рамках, установленных законодательством.

Но при реализации данного права лицо должно воспользоваться услугами исключительно судебных органов.

В системе юриспруденции существует большое количество различных сфер регулирования. Все они отличаются по типу правовых отношений, которые непосредственно координируются. Наиболее явными и часто используемыми являются диспозитивные нормы гражданского права.

Их существование обусловлено основополагающей идеей равенства сторон, которая представлена в отрасли. Вторым важным фактором можно назвать саму специфику гражданского права. В сферу его ведения входят договорные, обязательственные, наследованные и иные подобные правоотношения. Тут изначально не может быть властного веления.

Диспозитивные нормы существуют также в отрасли, которая исходит от основного закона. В данном случае мы говорим о Конституции.

Диспозитивные нормы в конституционном праве – это правила, определяющие возможность субъектов совершать или не совершать определенные действия.

К примеру, согласно положениям основного закона РФ, республики имеют возможность устанавливать собственный язык наравне с государственным.

То есть отличие диспозитивных норм гражданской отрасли от конституционных состоит в том, что в первом случае субъекты могут лишь принимать или отказываться от конкретных возможностей, а во втором – лично создавать собственный правовой режим.

Наиболее противоречивой в плане регулирования отношений является отрасль, наиболее тесно связанная с деятельностью людей. Таковой является семейное право. Метод регулирования в контексте этой сферы проявляется двояко. С одной стороны, появление семейных отношений реально лишь при наличии конкретных оснований, например, заключения брака и т. п.

Но если посмотреть на отрасль с иной позиции, то становится понятно, что в ней есть определенная субъективная свобода. К диспозитивным правовым нормам относятся нормы права семейной сферы, затрагивающие вопросы договоренности между субъектами.

Отличным примером является юридический режим брачного контракта, при котором стороны определяют рамки своего поведения.

Практически все современные отрасли строятся на определенных основополагающих началах – принципах. Диспозитивная норма права – это в большинстве случаев прямое проявление одной из основ конкретной сферы регулирования. Иными словами, правила поведения такого типа существуют, если основополагающие начала отрасли допускают равенство и самостоятельность сторон в некоторых случаях.

Принцип диспозитивности отлично проявляется в гражданском и процессуальном праве. То есть данные сферы изначально предполагают самостоятельность субъектов.

Однако существует ряд моментов, которые раскрывают содержание процессуальной диспозитивности.

Императивные и диспозитивные нормы права в равной мере присутствуют в цивилистической процессуальной деятельности. Однако свобода юридических отношений имеет свое содержание, которое обусловлено следующими аспектами:

  • Исковые требования определяются конкретной стороной.
  • Гражданское дело возбуждается после подачи иска.
  • Кассация и апелляция возможны по воле сторон.
  • Требование о принудительном исполнении акта подается одной из сторон.

Государственное право

Рассматриваемый способ правового регулирования использует не только гражданское право. Применяется он и во властных отношениях. Так, диспозитивный метод конституционного права воздействует на соответствующие отношения с помощью установления принципов равенства и автономии участников, обязанности невмешательства в компетенцию субъектов федерации, равно как и отдельных государственных органов.

Помимо этого, в Конституции находят отражения правомочия и обязанности граждан, в том числе и права на свободу гражданских отношений. И даже в административном праве используется диспозитивный метод. Пример – регулирование отношений между иерархически равными, неподчиненными субъектами — органами государственной власти. Диспозитивность можно отыскать и в налоговом праве.

Тема 5. Нормы, формы и система права

Из курса теории известно, что есть императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Каждый характеризует отдельную отрасль или институт при помощи своих средств и способов влияния на правоотношения. Первый отличается присутствием таких рычагов воздействия, как запрет и обязывание.

Второй обеспечивает воздействие на основе дозволений, которые создаются на фундаменте координации, равенства. Такие правоотношения предоставляют субъекту самому выбирать модель своего правового поведения в рамках определенных законом норм.

  1. Нормы права:
    понятие, признаки, виды, структура,
    способы изложения

  2. Формы (источники)
    права: понятие, виды

  3. Правотворчество,
    юридическая техника и систематизация
    законодательство

  4. Система права
    и система законодательства

Правотворчество

1) инкорпорация;

2) консолидация;

3) кодификация.

– кодексы;

– уставы;

– положения;

– регламенты.

Процессуальные отношения

Диспозитивные начала имеют место и в отношениях, которые зарождаются при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Процессуальные отношения в РФ носят состязательный характер. Их участники имеют равные права по предоставлению доказательств, по оспариванию противоположных утверждений, по защите своих прав.

1. Нормы права: понятие, признаки, виды, структура, способы изложения

Социальное
назначение права состоит в упорядочении
общественных отношений. Это достигается
путем их регулирования и охраны. Наиболее
важные общественные отношения регулируются
и охраняются нормами права.

Норма
права – это
общеобязательное, формально-определенное,
установленное (либо санкционированное)
и обеспечиваемое государством правило
поведения, регулирующее (охраняющее)
общественные отношения.

Нормы права являются
одним из видов социальных норм. Поэтому
им присущи все общие признаки социальных
норм. Вместе с тем нормы права имеют
специфические признаки, присущие только
им. Это обусловлено связью права с
государством.

Диспозитивный метод правового регулирования, Императивный метод правового регулирования

1.
Нормативность (норма права представляет
собой правило поведения субъекта в
определенной ситуации).

2. Общеобязательность
(предписание нормы права обязательно
для широкого круга лиц).

3.
Формальная определенность (норма права
закреплена в официальном источнике
права).

4. Системность
(норма права состоит из взаимосвязанных
элементов: гипотезы, диспозиции, санкции).

5.
Связь с государством: а) норма права
устанавливается (санкционируется) и
обеспечивается государством в лице
уполномоченных государственных органов;
б) нормы права юридически оформляют
государство.

6.
Волевой характер. В норме права выражена
воля субъекта правотворчества, являющаяся
отражением общей или индивидуальной
воли.

7.
Норма права является государственным
регулятором общественных отношений.
Она создается (либо санкционируется)
государством в целях регулирования и
охраны общественных отношений, и
государство же обеспечивает реализацию
нормы права возможностью применения
государственного принуждения в случае
ее нарушения.

Нормы
права многообразны. Это обусловлено
многообразием и сложностью регулируемых
и охраняемых ими общественных отношений.

– общезакрепительные
(в обобщенном виде закрепляют определенное
состояние общественных отношений,
например: основы государственного
строя, федеративное устройство
государства, формы собственности и
т.д.);

– определительно-установочные
(закрепляют цели и задачи правового
регулирования общественных отношений,
цели и задачи государства);

– нормы-принципы
(закрепляют принципы права);

– дефинитивные
(закрепляют определения понятий);

– компетенционные
(закрепляют компетенцию государственных
и иных органов, должностных лиц);

б)
конкретно-регулятивные, нормы-правила
поведения (устанавливают конкретные
правила поведения).

Большая
часть норм права – конкретно-регулятивные.

а)
регулятивные (регулируют положительные
общественные отношения путем установления
правил поведения, прав и обязанностей
участников общественных отношений);

б)
охранительные (охраняют положительные
и вытесняют вредные общественные
отношения путем установления средств
и способов защиты прав и законных
интересов, а также мер юридической
ответственности за правонарушения).

Предлагаем ознакомиться:  Срок лишения прошёл, но права не вернул и не заплатил штраф 30000

а)
управомочивающие (предоставляют субъекту
право на совершение определенных
положительных действий);

б)
обязывающие (устанавливают обязанность
субъекта совершать определенные
положительные действия);

в)
запрещающие (устанавливают запрет на
совершение определенных деяний).

а)
материальные (непосредственно регулируют
общественные отношения);

б)
процессуальные (регулируют судебный
порядок разрешения юридических дел).

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) муниципально-правовые;

г) гражданско-правовые;

д) семейно-правовые;

е) трудо-правовые;

ж) нормы права
социального обеспечения;

з) финансово-правовые;

и) земельно-правовые;

к) эколого-правовые;

л)
предпринимательско-правовые;

м) уголовно-правовые;

н) уголовно-исполнительные;

о) уголовно-процессуальные;

п) гражданско-процессуальные;

р) арбитражно-процессуальные.

а)
императивные (устанавливают модель
(образец) обязательного поведения
субъекта, отклоняться от которой
недопустимо);

б)
диспозитивные (устанавливают вариант
поведения, но при этом предоставляют
субъектам возможность урегулировать
свои отношения по собственному усмотрению,
не нарушая принципа законности);

в)
поощрительные (устанавливают поощрение
за одобряемый вариант поведения);

г)
рекомендательные (устанавливают
рекомендацию наиболее целесообразного
варианта поведения).

а) общие (их действие
распространяется на всех лиц);

б)
специальные (их действие распространяется
на определенную категорию лиц).

а)
бессрочные (не имеют срока действия и
действуют до их изменения или отмены);

б) срочные (срок
их действия заранее определен).

а) нормы внешнего
действия;

б)
нормы внутреннего (внутриорганизационного)
действия.

а)
общие (регулируют определенный род
общественных отношений);

б)
специальные (регулируют определенный
вид общественных отношений: детализируют
общие нормы);

в)
исключительные – разновидность
специальных норм (устанавливают изъятия
из общих и специальных норм).

а)
законодательные (содержатся в законах
и обладают высшей юридической силой);

б)
подзаконные (содержатся в подзаконных
нормативных правовых актах и обладают
меньшей юридической силой, чем
законодательные нормы: должны
соответствовать нормам закона, а в
случае противоречия должны применяться
нормы закона).

а)
оперативные нормы (устанавливают порядок
введения в действие и порядок прекращения
действия нормативных правовых актов);

б)
коллизионные нормы (устанавливают
порядок разрешения противоречий между
нормами права, по-разному регулирующими
одно и то же общественное отношение).

Классификация
норм права необходима для правильного
их понимания и правильной реализации.

Норма
права – сложное образование, обладающее
признаками системности. Структура
нормы права
– это внутреннее строение нормы права,
подразделение ее на взаимосвязанные
элементы.

– гипотеза;

– диспозиция;

– санкция.

Гипотеза
нормы права
– это элемент нормы права, указывающий
на конкретные жизненные обстоятельства
(условия), необходимые для реализации
нормы.

– абстрактная
(в ней используется обобщающая
формулировка);

– казуистическая
(в ней конкретно перечислены, детализированы
все обстоятельства, необходимые для
реализации нормы).

– простая
(указывает на одно обстоятельство,
необходимое для реализации нормы);

– сложная (указывает
на два и более обстоятельства, в
совокупности необходимые для реализации
нормы);

– альтернативная
(указывает на два и более обстоятельства,
одного из которых достаточно для
реализации нормы).

– положительная
(указывает на необходимость наличия
обстоятельств для реализации нормы);

– отрицательная
(указывает на необходимость отсутствия
обстоятельств для реализации нормы).

Диспозиция
нормы права
– элемент нормы права, указывающий на
правило поведения, которому должны
следовать субъекты при наличии условий,
предусмотренных гипотезой нормы права.

Диспозиция
указывает на конкретные права и
обязанности участников правоотношения.
При формулировании нормы права гипотеза
может быть поставлена как впереди, так
и позади диспозиции. Во многих случаях
для того чтобы выделить гипотезу и
диспозицию, норму права необходимо
переформулировать в соответствии с
логической структурой правила поведения:
«Если, то…».

– простая
(устанавливает вариант поведения, но
не раскрывает его);

– описательная
(содержит описание всех существенных
признаков поведения);

– отсылочная (не
излагает правила поведения, а для
ознакомления с ним отсылает к другим
статьям этого же нормативного правового
акта);

– бланкетная
(не излагает правила поведения, а для
ознакомления с ним отсылает к другому
нормативному правовому акту).

– простая (указывает
на одно правило поведения);

– сложная
(указывает на два и более обязательных
правила поведения, которые применяются
в совокупности);

– альтернативная
(указывает на два и более правила
поведения, из которых избирается только
одно).

Санкция
нормыправа
– элемент нормы права, указывающий на
неблагоприятные последствия для
правонарушителя.

– конституционно-правовая;

– административно-правовая;

– гражданско-правовая;

– дисциплинарная;

– уголовно-правовая.

– простая
(указывает на одно неблагоприятное
последствие);

– сложная (указывает
на два и более неблагоприятных последствия,
назначаемых в совокупности);

– альтернативная
(указывает на два и более неблагоприятных
последствия, из которых правоприменитель
избирает только одно);

– сложно-альтернативная
(например, лишение свободы с конфискацией
имущества или без таковой).

– абсолютно-определенная
(точно указывает на вид и размер
неблагоприятного последствия);

– относительно-определенная
(точно указывает на вид неблагоприятного
последствия, а его размер установлен в
границах от минимума до максимума).

– карательная/штрафная
(ее назначение состоит в наказании
правонарушителя);

– правовосстановительная/компенсационная
(ее назначение состоит в восстановлении
нарушенного права потерпевшей стороны,
в возмещении причиненного ей
правонарушителем имущественного или
неимущественного вреда).

2. Формы (источники) права: понятие, виды

Понятие
источник
права
используется в
трех
основных значениях: 1) в материальном
смысле (это общественные отношения,
которые нуждаются в их правовом
урегулировании); 2) в идеологическом
смысле (это правосознание и, в первую
очередь, правосознание субъектов
правотворчества, которое обусловливает
содержание норм права); 3) в
формально-юридическом смысле (это
внешняя форма выражения правовых норм).

Понятия
форма права
и источник
права в
формально-юридическом смысле тождественны.

Форма
(источник) права
– внешняя форма выражения, закрепления
правовых норм, показывающая, каким
образом государство объективирует
(фиксирует) нормы права и в каком виде
нормы права доводятся до сознания членов
общества.

а)
путем нормативной отсылки к обычаю (а
не путем его текстуального закрепления
в нормативном правовом акте);

б)
путем восприятия обычая правоприменительной
практикой (в первую очередь, судебной),
когда решения правоприменительных
органов основываются на обычаях.

Совокупность
правовых обычаев образует
обычное право.
Обычай становится правовым в случае
его санкционирования государством.
Правовыми становились не все обычаи, а
только те, которые выражали продолжительную
общественную практику, выражали
единообразную практику, выражали
правовые воззрения данного общества,
соответствовали государственной
политике.

Основные
черты правовых обычаев: продолжительность
существования; консервативность;
постоянность соблюдения; локальный
характер; множественность.

Правовой
обычай – один из основных источников
права в рабовладельческих и феодальных
государствах. По мере развития общества,
государства и права, с появлением других
источников права сфера применения
правовых обычаев быстро и резко сужается.
Правовой обычай вытесняется другими
источниками права и играет второстепенную
роль в регулировании общественных
отношений.

2.
Нормативный
правовой акт
– это принятый компетентным субъектом
правотворчества официальный правовой
документ, устанавливающий, изменяющий
или отменяющий нормы права. Правовые
нормы, содержащиеся в нормативных
правовых актах, иногда называют писанным
правом.

В
рабовладельческих и феодальних
государствах нормативные правовые акты
были немногочисленны. Они регулировали
относительно узкий круг общественных
отношений. По мере развития общества,
государства и права нормативные правовые
акты постепенно вытесняют другие
источники права и становятся одним из
основных источников права (а в странах
романо-германской правовой семьи они
являются основным источником права).

3.
Правовой
прецедент
– это конкретное судебное или
административное решение по конкретному
юридическому делу, за которым государством
признается общеобязательный характер.

Виды
правовых
прецедентов: а) судебный прецедент
(создается судебными органами); б)
административный прецедент (создается
другими органами).

Судебный
прецедент является обязательным для
судов той же или низшей инстанции. При
этом обязательным является не все
решение или приговор, а только «сердцевина
дела», т.е. суть правовой позиции судебного
органа, на основе которой выносится
решение.

Черты
правового
прецедента: казуистичность; множественность;
противоречивость; гибкость.

Правовой
прецедент – древнейший источник права.
Путем создания правовых прецедентов
право формировалось практически во
всех странах. Однако роль и значение
правового прецедента как источника
права были неодинаковы в различных
странах и в разные исторические эпохи.
Правовой прецедент широко использовался
в государствах древнего мира и в средние
века. В настоящее время в странах
англо-саксонской правовой семьи правовой
прецедент по-прежнему является основным
источником права.

В
странах романо-германской правовой
семьи на рубеже XVIII–XIX вв. основным
источником права становится нормативный
правовой акт, а правовой прецедент
перестает признаваться в качестве
источника права. В ХХ в. в некоторых
странах романо-германской правовой
семьи прецедентный характер стал
признаваться за решениями высших
судебных инстанций.

Признание
правового прецедента источником права
означает признание наличия у суда
правотворческой функции.

4.
Нормативный
договор –
это двустороннее или многостороннее
соглашение между субъектами права,
устанавливающее, изменяющее или
отменяющее нормы права (например,
коллективные договоры, международные
договоры, федеративные договоры).

Нормативный
договор имеет много общих черт с
нормативным правовым актом. Но есть у
него и специфические черты: он представляет
собой акт добровольного, взаимного
волеизъявления сторон, в отличие от
нормативного правового акта, который
является актом одностороннего
волеизъявления компетентного субъекта
правотворчества.

Нормативный
договор как источник права необходимо
отличать от договора как индивидуального
юридического акта, который выступает
в качестве юридического факта и влечет
наступление правовых последствий, т.е.
возникновение, изменение или прекращение
правоотношений.

Наибольшее
значение нормативный договор как
источник права имеет в международном
праве, в конституционном, административном
и трудовом праве.

5.
Религиозные
тексты и акты органов управления
религиозных организаций. Источниками
права в некоторых государствах являются
своды религиозных правил, содержащихся
в священных книгах, а также в актах,
принятых органами управления религиозных
организаций. Их юридическая сила может
превосходить юридическую силу актов,
принятых государством.

Во
всех рабовладельческих и феодальных
государствах роль религии была велика.
Она оказывала существенное влияние на
право конкретного государства.
Государство, соприкасаясь с религиозной
властью и не желая вступать в противостояние
с ней, придавало юридическую силу
религиозным нормам. Таким образом,
получая государственную поддержку,
религиозные тексты и акты, принятые
органами управления религиозных
организаций, приобретали характер
источника права.

Религиозные
тексты и акты, принятые органами
управления религиозных организаций,
являются источниками права и в некоторых
современных государствах, которые
входят в семью религиозного права
(например, в мусульманских государствах
основной источник права – Коран; в
индуистских странах – Шастры, Веды). Но
и в этих странах в последние десятилетия
все большее распространение получает
нормативный правовой акт как источник
права.

6.
Юридическая
наука (правовая доктрина). Правовая
доктрина – это правовые позиции ведущих
ученых-юристов, содержащиеся в их научных
трудах, на основе которых правоприменительные
органы принимают решения по конкретным
юридическим делам.

Юридическая
наука призвана вырабатывать наиболее
рациональные и эффективные правила
принятия, толкования и реализации норм
права, давать систематические глубокие
знания обо всех сторонах юридической
действительности. Однако на отдельных
этапах развития общества и государства
юридическая наука выступала и выступает
в качестве источника права. В Древнем
Риме в период республики аргументы из
сочинений ведущих юристов часто
фигурировали в судах и были для них
обязательными.

В
XIX–XX вв. значение юридической науки как
источника права падает, и в большинстве
стран она уже не признается в качестве
источника права. Однако в некоторых
странах при вынесении судебных решений
иногда ссылаются на труды ученых-юристов,
используя их в качестве дополнительной
аргументации, а не источника права.

В
странах религиозной правовой семьи (в
первую очередь, в мусульманских) она
является одним из основных источников
права, так как в основу решений по
конкретным делам кладутся не положения
Корана непосредственно, а их разъяснения
и конкретизация, которые даны ведущими
мусульманскими учеными-юристами и
богословами.

В
России до 1917 г. в решениях судов иногда
использовалась научная аргументация,
однако она имела бессистемный, случайный
характер. Сейчас в Российской Федерации
юридическая наука не является источником
права, однако она имеет большое значение
в процессах правотворчества, толкования
и реализации права.

7.
Правосознание
– это правовые позиции субъектов
правоприменительной деятельности,
которые кладутся в основу решений по
конкретным делам. Правосознание не
является источником права, хотя играет
существенную роль в правоприменительной
деятельности. Однако на отдельных этапах
исторического развития правосознание
может выступать в качестве источника
права (после Октябрьской революции 1917
г. в России правосознание признавалось
источником права).

Из
всех перечисленных источников права в
Российской Федерации признаются в
качестве таковых нормативный правовой
акт, нормативный договор и правовой
обычай. Однако основную роль в регулировании
общественных отношений играет нормативный
правовой акт, являющийся в силу этого
основным источником права.

Нормативный
правовой акт

Нормативный
правовой акт
– это принятый компетентным субъектом
правотворчества официальный правовой
документ, устанавливающий, изменяющий
или отменяющий нормы права.

«Нормативный
правовой акт» и «правовой акт» – понятия
не тождественные. Нормативный правовой
акт является одним из видов правовых
актов.

1. Нормативный
правовой акт (принимается в ходе
правотворческой деятельности и
устанавливает, изменяет или отменяет
нормы права).


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector