21.06.2019     0
 

Пфр на тему проведение выездных проверок


Какие документы может требовать Пенсионный фонд при проверке?

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

В целях подготовки к проведению выездной проверки должностное лицо территориального органа ПФР анализирует имеющиеся у него документы о деятельности учреждения, знакомится с результатами предыдущей выездной проверки, формирует реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о предоставлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

Проверка проводится на территории учреждения, а случае отсутствия у него возможности предоставить помещение для проведения выездной проверки — по месту нахождения территориального органа ПФР.

По прибытии на проверку в бюджетное учреждение должностные лица ПФР:

  1. проводят ознакомление руководителя учреждения с решением о проведении выездной проверки, с правами и обязанностями территориального органа ПФР и его должностных лиц, проводящих выездную проверку, а также правами и обязанностями проверяемого лица (п. 7.2 Методических рекомендаций);
  2. решают вопросы организационного характера (о предоставлении проверяющим помещения, об определении графика работы) (п. 7.2 Методических рекомендаций);
  3. вручают требование о представлении документов, необходимых для проведения контроля (п. п. 7.3, 7.4 Методических рекомендаций). Перечень документов, истребуемых при проведении выездной проверки, приведен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям. Кроме того, в ходе выездной проверки могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации может быть проведена сплошная или выборочная проверка. При применении сплошного метода проверке подвергаются все документы и информация, относящиеся к начислению страховых взносов, при применении выборочного метода — выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, что позволяет сформировать выводы, касающиеся элементов всей статьи или группы операций.

Объем проверяемых документов и информации, свидетельствующих о деятельности учреждения, определяется должностными лицами, проводящими проверку, самостоятельно исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского учета, а также степени вероятности обнаружения нарушений исчисления страховых взносов.

Рассмотрим отдельные особенности проведения выездной проверки плательщиков страховых взносов, на которые обращено внимание в Методических рекомендациях, выпущенных, напомним, для работников ПФР.

Где непосредственно проводится выездная проверка? Исходя из названия самой проверки территориально она проводится в помещении проверяемого лица. Об этом сказано и в ч. 1 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ <2>. В этом случае доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц ПФР, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки.

Если представителям ПФР отказано в доступе на территорию проверяемого лица, составляется соответствующий акт (см. таблицу). Это чревато тем, что проверяющие сами расчетным способом начислят страховые взносы по своим данным или по аналогии.

Если у проверяемого лица нет помещения для проведения проверки, она может проводиться в территориальном органе ПФР. Как правило, это бывает, когда организация или индивидуальный предприниматель не имеют своего офисного помещения. Поскольку проверки проводятся совместно с представителями ФСС, проверяющие сами решают, на территории какого органа контроля будет проходить данная проверка.

Каков порядок истребования документов при проверке? Важным вопросом при проведении выездной проверки является истребование документов. Самое первое требование проверяемое лицо получает вместе с решением о проведении проверки. Поскольку Федеральный закон N 212-ФЗ не ограничивает количество таких требований, надо быть готовым к тому, что они будут поступать в ходе всей проверки.

В каком виде представлять истребуемые документы? Согласно ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ они представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Важным моментом является то, что нотариального удостоверения копий документов не требуется, также не допускается изъятие подлинников. Но ознакомиться с подлинниками документов, представленных в виде копий, проверяющие вправе как на территории проверяемого лица, так и по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 22 ст.

Также надо помнить о том, что все документы представляются по описи и заверяются обеими сторонами. Это позволит избежать разногласий сторон.

Пфр на тему проведение выездных проверок

Особо внимательно надо относиться к срокам представления документов для проверки. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 28 и ч. 5 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение десяти рабочих дней со дня вручения соответствующего требования.

В данном случае надо определиться, есть ли техническая возможность подготовить все необходимые документы в указанные сроки. Согласно действующему законодательству непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти рабочих дней, в течение дня, следующего за днем получения соответствующего требования, он вправе письменно уведомить проверяющих о невозможности их представления с указанием причин и о сроках, в течение которых он (его представитель) может их представить. В этом случае руководитель органа контроля может вынести решение о продлении сроков представления документов.

Каков максимальный срок проведения проверки? Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

В соответствии с ч. 15 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим причинам:

  • для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ;
  • для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Других оснований для приостановления проверки действующее законодательство не предусматривает. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются действия проверяющих по истребованию документов, в этом случае возвращаются все истребованные подлинники документов. Кроме этого, приостанавливаются действия проверяющих на территории проверяемого лица.

Предусмотрено еще одно ограничение для приостановления сроков проверки: приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Пфр на тему проведение выездных проверок

Кроме этого, общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев. Исключением является приостановление для получения информации от иностранных государственных органов: если в течение шести месяцев орган контроля не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

Что должно содержаться в акте выездной проверки? Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов.

Предлагаем ознакомиться:  Действие проведение с отпусками

Планирование контрольных мероприятий

Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций планирование выездных проверок является подготовительным этапом их проведения и состоит в определении:

  • перечня плательщиков страховых взносов, в отношении которых должны быть проведены выездные проверки в предстоящем периоде;
  • сроков их проведения;
  • периодов, которые должны быть охвачены проверками;
  • кадровых ресурсов, необходимых для их проведения.

Бюджетное учреждение может быть отобрано для включения в план-график проведения проверок, если оно отвечает следующим критериям:

  • относится к числу крупнейших плательщиков (имеет наибольшие суммы облагаемой базы, количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
  • несвоевременно представляет индивидуальные сведения;
  • у учреждения есть суммы выплат, не облагаемые страховыми взносами;
  • применяются пониженные тарифы страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • имеются несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • есть задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшились суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников;
  • неоднократно вносились изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • проверка не проводилась более трех лет;
  • есть информация от органов ФНС об участии учреждения в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

План-график проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов формируется в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки.

Обратите внимание! Согласно ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ ПФР и ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов. Следовательно, плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся ПФР и ФСС только совместно и проведение отдельных выездных проверок данных плательщиков неправомерно. Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748).

На 2011 г. порядок формирования плана-графика проведения совместных проверок ПФР и ФСС установлен Письмом ПФР и ФСС РФ от 21.12.2010 N ТМ-30-24/13848/02-03-08/13-2872 «План-график совместных выездных проверок на 2011 год». План-график утверждается совместным приказом руководителей (заместителей руководителей) территориального органа ПФР и ФСС в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год.

Утвержденный план-график должен содержать (п. 2.2.3 Методических рекомендаций):

  • наименование плательщика страховых взносов;
  • регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • код причины постановки на учет (КПП);
  • месяц начала проверки;
  • проверяемый период;
  • основания (критерии) для включения плательщика в план-график;
  • ответственное за проведение выездной проверки подразделение территориального органа ПФР.

Рекомендуемая форма плана-графика приведена в Приложении к Письму ПФР и ФСС РФ N ТМ-30-24/13848/02-03-08/13-2872. Заметим, что действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей ПФР публиковать утвержденные планы-графики проведения проверок, поэтому о том, что бюджетное учреждение включено в указанный план и подлежит проверке, оно узнает, скорее всего, только непосредственно перед ее проведением.

Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР по месту нахождения учреждения. Указанное решение должно быть составлено по форме 9-ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее — Приказ N 957н).

Решение составляется в двух экземплярах: один из них вручается бюджетному учреждению, второй — приобщается к материалам выездной проверки.

Приостановление проверки

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и по день составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

В соответствии с ч. 15 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа ПФР вправе приостановить проведение проверки только по следующим основаниям:

  • для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, согласно ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ;
  • для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Решение о приостановлении и возобновлении проверки должно быть составлено по формам (N N 10 и 11), приведенным в Приложениях 16, 17 к Приказу N 957н.

Обратите внимание! Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев (п. 6.1 Методических рекомендаций).

Проверки ПФР – — по — новым Методическим рекомендациям

Индивидуальные предприниматели независимо от применяемой системы налогообложения обязаны уплачивать взносы за себя на ОПС и ОМС. Налоговая служба напомнила основные положения, связанные с исчислением таких взносов.

Наконец-то устранена неопределенность по вопросам заполнения и срока представления документов для подтверждения основного вида деятельности для взносов «на травматизм» на 2019 год. Исчерпывающие разъяснения мы получили от Департамента страхования профессиональных рисков ФСС. Если компания для экономии на налогах, вместо того, чтобы набрать штат работников, заключила с несколькими ИП договоры на оказание услуг, налоговики все равно могут признать работу таких ИП трудовой деятельностью и привлечь хитрого работодателя к ответственности за уклонение от обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций

С удвоенным вниманием ревизоры отнесутся к оборотам по кредиту счета 50 «Касса». Именно тут, по мнению авторов комментируемой методички, следует искать суммы, которые не учтены при обложении взносами.

Как распознать такие выплаты? В рекомендациях нет четкого ответа, зато указано направление поиска. Контролерам предписано искать проводки, которыми деньги из кассы, минуя дебет счета 70, сразу списываются в дебет других счетов. Например, счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов». Составители методички отмечают, что подобные проводки искажают не только облагаемую базу по взносам, но и весь бухгалтерский учет.

Сокрытые от взносов выплаты можно обнаружить и среди банковских операций. Чаще всего, это безналичные расчеты с гражданами за приобретенные у них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги. Данные суммы проведены по кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» и дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Задача проверяющих заключается в том, чтобы отыскать все суммы, по которым не заплачены взносы.

К тому же бухгалтеры могут не начислить страховые взносы на единовременную помощь сотрудникам, выданную на покупку медикаментов, путевок и проч., и превышающую 4 000 рублей в год. Но контролеры начеку — в новой методичке сказано, что эти выплаты маскируются проводками по кредиту счета 51 и дебету счета 91, поэтому их проверят особенно скрупулезно.

Плюс к этому ревизорам предписано искать проводки по кредиту счетов 50 и 51 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль». Подобная корреспонденция не предусмотрена в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета** в связи с чем априори является подозрительной.

Уже полгода проводятся выездные проверки Пенсионным фондом и Фондом социального страхования.

Организации, которые уже «отстрелялись», поделились с редакцией практическими советами и опытом.

Контролирующие органы по уплате страховых взносов получили право проводить выездные проверки только в 2011 году. При этом проверяемый период — 2010 год, в течение 2010 года чиновники лишь «камералили» компании.

Это объясняется тем, что выездная проверка охватывает период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Так как страховые взносы применяются с 2010 года, то и проверять органы ПФР и ФСС могут только за этот период. До 2010 года контроль за страховыми взносами проводит налоговый орган в части ЕСН.

Документальное оформление выездной проверки ПФР

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медстрахование.

Для этого у проверяемого субъекта посредством требования запрашиваются копии документов, которые:

  • выступают основанием для расчета и перечисления в фонд взносов;
  • подтверждают корректность произведенных расчетов и перечислений.

Перечень документов, которые могут требовать проверяющие, установлен в приложении № 1 к Методическим рекомендациям. К ним, к примеру, относятся:

  • учредительные документы и лицензии;
  • бухгалтерская отчетность;
  • расчеты по пенсионным страховым взносам и взносам на ОМС;
  • регистры бухгалтерского и налогового учета;
  • трудовые и коллективные договоры;
  • приказы;
  • гражданско-правовые договоры;
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, касающиеся выплат в пользу физлиц (ведомости, расходные ордера, платежные документы);
  • документы, касающиеся персонифицированного учета в системе пенсионного страхования.
Предлагаем ознакомиться:  Доверенность от генерального директора на подписание документов

Пенсионный фонд проверяет работодателей на предмет правильности расчета взносов. Проверки идут по старым правилам, но только за периоды до 2017 года. Начиная с 01.01.2017 контроль за страховыми взносами перешел к налоговой инспекции.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ должностные лица, проводящие проверку, имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

Требование о представлении документов составляется должностным лицом, проводящим выездную проверку, в двух экземплярах по форме 14, утвержденной Приказом N 957н, и подлежит регистрации в журнале направления требований. Первый экземпляр требования вручается лично под роспись руководителю учреждения или уполномоченным им представителям на территории (в помещении) учреждения либо в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки) (п. п. 4.2, 4.3 Методических рекомендаций). Второй экземпляр требования приобщается к наблюдательному делу плательщика страховых взносов.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4.5 Методических рекомендаций).

Обратите внимание! Согласно п. 4.11 Методических рекомендаций отказ учреждения от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и являются основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ на основании ст. 48 Федерального закона N 212-ФЗ.

Представим в таблице документы, которые составляются при проведении выездной проверки плательщиков страховых взносов и которыми оформляются все действия контролеров и проверяемых лиц. Большое внимание документальному оформлению уделено в связи с тем, что только таким образом можно доказать (в том числе и в ходе рассмотрения результатов проверки в суде) неправомерные действия проверяющих лиц.

 Документ 
 Форма 
 Срок 
 Примечание
 Решение о 
проведении
выездной проверки
Форма 9-ПФР<*>
(Приложение 14)
Срок, указанный
в утвержденном
плане-графике
- принимается
руководителем
(заместителем
руководителя)
территориального
органа ПФР;
- выносится в двух
экземплярах;
- одновременно
вручается требование о
представлении
документов,
необходимых для
проведения проверки
 Уведомление о 
вызове плательщика
страховых взносов
Форма 7
(Приложение 11)
По мере 
необходимости
- может выдаваться
неоднократно в ходе
проверки;
- применяется также
для извещения лица, в
отношении которого
проводилась проверка,
о времени и месте
рассмотрения ее
материалов
 Требование о 
представлении
документов
Форма 14
(Приложение 21)
Первое 
требование
вручается
одновременно с
решением о
проведении
проверки,
последующие -
по мере
необходимости
- составляется
должностным лицом
органа ПФР, проводящим
выездную проверку в
двух экземплярах:
первый вручается лично
под подпись
руководителю
организации-
плательщика,
индивидуальному
предпринимателю;
- количество
требований в ходе
выездной проверки не
ограничено
 Решение о 
продлении (об
отказе в
продлении)
сроков
представления
документов
Форма 15
(Приложение 22)
В течение двух 
дней со дня
получения
уведомления о
невозможности
представления
документов в
указанные сроки
с указанием
причин
- принимает
руководитель
(заместитель
руководителя)
территориального
органа ПФР;
- срок продления
предоставления
документов
определяется
руководителем ПФР
самостоятельно с
учетом указанных
причин, объема
истребуемых
документов, наличия
факта частичного
представления
документов в рамках
данного истребования,
сроки, в которые
проверяемое лицо по
его уведомлению
может представить
истребуемые документы
 Акт о 
воспрепятствовании
доступу
должностных лиц
органа контроля
за уплатой
страховых взносов,
проводящих
выездную
проверку, на
территорию или в
помещение
плательщика
плательщика
страховых взносов
Форма 13
(Приложение 20)
В момент 
наступления
данного случая
- составляется при
воспрепятствовании
доступу проверяющих на
территорию или в
помещение плательщика
страховых взносов (за
исключением жилых
помещений)
руководителем
проверяющей группы;
- акт подписывается
руководителем
проверяющих и
проверяемым лицом. В
случае отказа
проверяемого лица
подписать акт в нем
делается
соответствующая запись
 Решение о 
приостановлении
проведения
выездной проверки
Форма 10
(Приложение 16)
По мере 
необходимости
Решение принимается
руководителем
(заместителем
руководителя) органа
контроля за уплатой
страховых взносов,
проводящего указанную
проверку.
Приостановление
проведения выездной
проверки для
истребования
документов
(информации)
допускается не более
одного раза по каждому
лицу, у которого
истребуются документы
 Решение о 
возобновлении
проведения
выездной проверки
Форма 11
(Приложение 17)
По окончании 
приостановления
выездной
проверки
- общий срок
приостановления
проведения выездной
проверки не может
превышать шести
месяцев;
- в случае если
выездная проверка была
приостановлена для
от получения
информации иностранных
государственных
органов в рамках
международных
договоров РФ и в
течение шести месяцев
такая информация не
была получена, срок
приостановления может
быть увеличен на три
месяца
 Справка о 
проведенной
выездной проверке
Форма 12-ПФР
(Приложение 18)
В последний 
день проведения
выездной
проверки
- составляется
должностными лицами,
проводящими выездную
проверку;
- составляется в двух
экземплярах, один из
которых вручается
проверяемому лицу. В
случае если
проверяемый уклоняется
от получения данной
справки, она
направляется по почте
заказным письмом и
считается полученной
по истечении шести
дней со дня его
направления
 Акт выездной 
проверки
Форма 17-ПФР
(Приложение 26)
В течение двух 
месяцев со дня
составления
справки о
проведенной
выездной
проверке
- составляется
должностными лицами
органа контроля за
уплатой страховых
взносов, проводившими
проверку;
- подписывается
лицами, проводившими
выездную проверку, и
лицом, в отношении
которого она
проводилась (его
уполномоченным
представителем). Об
отказе проверяемого
лица подписать акт
делается
соответствующая запись
в акте проверки;
- акт проверки в
течение пяти дней с
даты его подписания
должен быть вручен
проверяемому лицу под
расписку или передан
иным способом,
свидетельствующим о
дате получения. В
случае отказа от
получения акта
проверки этот факт
отражается в акте
проверки, который
направляется по почте
заказным письмом по
месту нахождения
организации или месту
жительства физического
лица. В этом случае
датой вручения акта
считается шестой день
с даты отправки
заказного письма
 Решение об 
истребовании
необходимых
документов
Форма 18
(Приложение 29)
После 
рассмотрения
акта выездной
проверки по
мере
необходимости
- выносится
руководителем
(заместителем
руководителя)
территориального
органа ПФР в случае
необходимости
получения
дополнительных
доказательств для
подтверждения факта
совершения нарушений
законодательства РФ о
страховых взносах или
отсутствия таковых;
- на основании этого
решения выставляется
требование о
представлении
документов по
форме 14-ПФР
 Решение о 
привлечении
плательщика
страховых взносов
к ответственности
за совершение
нарушения
законодательства
РФ о страховых
взносах
Форма 19-ПФР
(Приложение 30)
В течение 
десяти дней со
дня истечения
срока для
представления
плательщиком
страховых
взносов
письменных
возражений по
акту. Указанный
срок может быть
продлен, но не
более чем на
один месяц
Дата решения о
привлечении к
ответственности должна
соответствовать дате
фактического
рассмотрения
материалов проверки
 Решение об отказе 
в привлечении
плательщика
страховых взносов
к ответственности
за совершение
нарушения
законодательства
РФ о страховых
взносах
Форма 20-ПФР
(Приложение 32)
В течение 
десяти дней со
дня истечения
срока для
представления
плательщиком
страховых
взносов
письменных
возражений по
акту. Указанный
срок может быть
продлен, но не
более чем на
один месяц
Дата решения об отказе
в привлечении к
ответственности должна
соответствовать дате
фактического
рассмотрения
материалов проверки

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР

С 2017 года законодательство о страховых взносах подверглось кардинальным изменениям. Подобно тому, как это было до 2010 года, администрирование страховых взносов ныне передано в руки налоговой инспекции.

Закон «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, регулировавший отношения в сфере взимания взносов, более не действует. Зато введена глава 34 НК РФ. Она-то и регулирует теперь указанные выше отношения, но в гораздо более узком виде, чем это делал 212-ФЗ. Так, например, в ней нет норм о контроле за уплатой страховых взносов (проверках).

Это означает, что проверки за расчетами и уплатой всех страховых взносов теперь регулируются нормами о налоговом контроле и проводятся налоговой инспекцией. Указанные нормы еще предстоит привести в соответствие с главой 34 НК РФ.

Несмотря на все изменения, как камеральные, так и выездные проверки ПФР в 2017-2018 годах все еще может проводить — за периоды, истекшие до 01.01.2017. При проведении проверок специалисты фонда по-прежнему руководствуются Методическими рекомендациями, утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р (далее — Методические рекомендации).

  1. Многопользовательский режим
  2. Автоматический расчет зарплаты
  3. Удобная оправка отчетности онлайн
  4. Быстрое заведение первички
  5. Доступная техподдержка 24/7
Предлагаем ознакомиться:  Размер госпошлины при вступлении в наследство по завещанию или по закону на 2019 год

Как только вы становитесь работодателем, готовьтесь к проверкам со стороны Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования (ФСС).

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции.

Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС.

Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже. Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР.

Такие проверки проводятся только по отчетному периоду.

3–4 ст. 34 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ)

Основные вопросы, подлежащие проверке

Перечень основных вопросов, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки, приведен в п. 7.5 Методических рекомендаций.

Своевременность и полнота представления учреждением расчетов и индивидуальных сведений. В силу ч. 2 ст. 28 и п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР и сведения о каждом работающем у них застрахованном лице в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ <3>.

В ходе проверки данного вопроса должные лица ПФР в первую очередь будут обращать внимание на случаи непредставления в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также их полноту и достоверность.

Суммы расхождений и результаты выездной проверки достоверности индивидуальных сведений приводятся в таблицах (приложениях к акту) с указанием страховых номеров, фамилии и инициалов застрахованного лица, по которому обнаружены нарушения, видов нарушений, расчета финансовых санкций.

Обратите внимание! В случае если в результате выездной проверки учреждения доначислены страховые взносы, учреждению необходимо представить корректирующие формы индивидуальных сведений (СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2) за тот отчетный период и в отношении тех работников, на выплаты в пользу которых были доначислены взносы.

Напомним, что указанные формы утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению». Указанные формы должны быть представлены вместе с исходными сведениями персонифицированного учета за отчетный период, в котором вынесено решение по результатам рассмотрения материалов проверки.

При этом в форме АДВ-6-2, сопровождающей исходные индивидуальные сведения за отчетный период, должны быть указаны данные о корректирующих индивидуальных сведениях (раздел «Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях» ф. АДВ-6-2), в частности сумма доначисленных страховых взносов (равная сумме доначисленных страховых взносов, указанной в строке 120 ф. РСВ-1 ПФР).

Проверка правильности определения плательщиком страховых взносов объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления. Целью проверки объекта обложения страховыми взносами является сравнение видов выплат и иных вознаграждений, на которые проверяемым плательщиком страховых взносов фактически начислены страховые взносы, с видами выплат и иных вознаграждений, на которые должны быть начислены страховые взносы в соответствии с действующим законодательством.

Проверка базы для начисления страховых взносов осуществляется с целью исследования, расчета и сравнения количественных и суммовых данных по выплатам физическим лицам, отраженных проверяемым плательщиком страховых взносов в расчетах, с фактическими данными бухгалтерского учета учреждения по всем видам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

Проверка данного вопроса, в частности, включает в себя сравнение данных строк 200 (210, 216, 220, 221, 230), 300 расчета ф. РСВ-1 ПФР с данными бухгалтерского учета учреждения, учитываемыми по счету 0 302 10 000 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» (оборот за период по кредиту).

Также в ходе проверки полноты и правильности исчисления базы для начисления страховых взносов должностные лица ПФР, проводящие проверку, должны будут проверить полноту и правильность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов.

В ходе проверки тождественности показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, производится сопоставление остатков и оборотов по соответствующим счетам бухгалтерского учета с остатками и оборотами по тем же счетам. Особое внимание обращается на нетипичность корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций, связанных с определением базы по страховым взносам.

Правильность определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов. Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Проверяющими будет осуществляться анализ обоснованности отнесения выплат к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами.

Если выплата, по которой не были начислены страховые взносы, соответствует критериям, установленным ч. 1 — 3 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, дополнительно будут проверяться документальное подтверждение и размер данной выплаты. Также проверяется, с какого времени размер сумм и выплат по каждому физическому лицу превысил предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Проверка правильности начисления и уплаты (перечисления) страховых взносов. Письмом ПФР и ФСС РФ от 26.01.2010, 14.01.2010 N АД-30-24/691/02-03-08/08-56П бюджетным учреждениям рекомендовано вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, в карточке, прилагаемой к указанному Письму.

Должностными лицами, проводящими проверку, будет проверяться соответствие сумм начисленных страховых взносов, отраженных в формах индивидуального учета по каждому физическому лицу, суммам, отраженным в расчетах по страховым взносам. Так, показатели карточек по учету сумм начисленных страховых взносов будут сопоставляться с регистрами бухгалтерского учета по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджет».

Кроме того, будут проверяться соответствие и сопоставимость показателей, отраженных в формах индивидуального учета, и показателей, отраженных в карточке по учету доходов и НДФЛ и Справке о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. Если сумма начисленных доходов физического лица, отраженная в Справке по форме 2-НДФЛ, больше, чем база для начисления страховых взносов, отраженная в карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за аналогичный период, то выясняются причина данного расхождения и обоснованность исключения сумм доходов физического лица из базы обложения страховыми взносами.

Пфр на тему проведение выездных проверок

Помимо этого, в ходе выездной проверки проверяется правильность применения тарифов страховых взносов и арифметических подсчетов при начислении сумм страховых взносов, а также обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов.

Документальное оформление выездной проверки ПФР

В последний день проведения выездной проверки проводящие ее должностные лица обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом N 957н. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка составляется в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого учреждения.

В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР выносится решение (при наличии выявленных нарушений) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по форме 19-ПФР либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения по форме 20-ПФР.

А.Павелин

Эксперт журнала

бухгалтерский учет и налогообложение»


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector